Суббота, 18.05.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Официальный сайт команды Street Family
Главная | Истории рэпа и всё что с ним связанно | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат
500

Главная » 2008 » Март » 24 » История хип-хопа
История хип-хопа
21:13
История хип-хопа

История развития хип-хоп культуры

История хип-хопа, началась в 1969 году в Южном Бронксе -
черном гетто Нью-Йорка. Правда, слова "hip-hop" тогда еще не
было - DJ Африка Бамбаатаа выдумал его пять лет спустя, когда
повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии. А в
1969-ом другой легендарный DJ Кул Херк, придумал другое слово:
"b-boys" - сокращение от "break boys". Всякая субкультура
начинается с имени. Битники, хиппи, панки, растаманы. Это
естественный ритуал - в Африке младенец не считается
человеческим существом, пока община не даст ему имя.И вот Кул
Херк придумал словечко "b-boys". Его оригинальное содержание
было невинным, но общество, как всегда, расшифровало
по-своему, восприняв молодую дискотечную поросль как "bad
boys" - "хулиганье". Их подружек обыватели окрестили
"flygirls" - "мушки", смазливые, броско одетые уличные девки,
что-то типа "шмары". Как всегда бывает, молодежь гордо подняла
эти погонялки на знамя - и культура хип-хоп вылупилась на
свет.

Кул Херк перебрался в Бронкс с Ямайки - и принес с собой
традицию кингстонских уличных танцулек, на которых DJ крутит
пластинки с рэггей-минусовкой, а поэты вживую начитывают
речитатив. Но главное было не в музыке, а в уличности,
независимости этих мероприятий и ведущей роли ди-джея. До того
американский DJ был бесцветной наемной лошадкой в больших
клубах и ставил то, что хотят хозяева - а они любили нудную
белую попсу. На Ямайке же DJ был королем, хозяином
саунд-системы - музыкальной студии, вокруг которой вертелась
вся молодежная жизнь. Он сам устраивал пати, давал микрофон в
руки уличных поэтов или лично прогонял пламенный речетатив.

Кул Херк открыл в нью-йоркских гетто эру дешевых подпольных
вечеринок. Не то чтобы в Нью-Йорке все были такие тупые, что
сами додуматься не могли (запевалами нового движения были
также DJ Jones, DJ Hollywood, Eddie Cheeba, "Love Bug" Starski
и прочие местные братья) - просто Кул Херк вовремя оказался
там, где его ждали. Черные и пуэрториканские подростки сотнями
набивались в подвалы и заброшенные дома, где проводились
самопальные пати, толпились у дверей клубов, где играли их
любимые ди-джеи. Собственно, там и родилась как таковая
клубная культура. Кул Херк первым притащил на вечеринку две
вертушки и начал пускать музыку нонстопом. Для этого пластинки
пришлось сводить - DJ стал творцом, артистом, харизматическим
лидером. Вскоре его стали величать MC ("master of ceremonies"
). И хотя словцо было взято из телевизора, где оно применялось
к местным якубовичам, фанаты Кул Херка вернули ему древнюю
сакральную торжественность. Для черной общины все это было
культурной революцией. До хип-хопа организующим началом,
глашатаем и правительством негритянских гетто были черные
радиостанции. На самом деле, это было очень хорошее радио. Это
были маленькие станции, жившие одной жизнью с гетто,
обсуждавшие всамделишние разборки, крутившие любимую музыку и,
главное, поддерживавшие некий местный климат, заставлявший
людей чувстовать себя дома. По сути они и делали гетто
общиной. Радио ди-джей назывался "griot" - "рассказчик", его
истории были культурной пищей сообщества.

Так было до начала 70-х, когда душевный мир черного радио стал
разваливаться.
Черные станции, добившись долгожданного равноправия и
признания со стороны белых, начали хорошо зарабатывать на
рекламе, богатеть и ориентироваться на среднестатистического
слушателя. В эфире застучало белое диско. Гриеты еще плели
свои росказни, но развитие остановилось - и слушали их только
старики. А молодежи все это уже стало казаться надоедливой
банальностью. Она осталась одна.

Тут-то и появился Кул Херк со своими маевками. Он крутил
родной черный фанк , соул и ритм-н-блюз. Вскоре для удобства
танцоров он начинает повторять инструментальные перерывы
(брейки) между куплетами и играть каждый брейк минут по
десять. В это время публика расступалась и крутые плясуны по
очереди показывали сверстникам кузькину мать. Их-то Кул Херк и
прозвал би-боями. Сам танец, соответственно, получил имя
"break-dance".

Году к 1972-му b-boys и flygirls стали оформленным движением -
со своей музыкой, одеждой и оторванным, бесшабашным стилем
жизни. Десятилетие спустя этот стиль был заснят в наивном, но
культовом фильме "Beatstreet": малолетние негритята и латиносы
живут черт-те где, тусуются по каким-то зимним нью-йоркским
помойкам, пар изо рта идет, воровато встряхивают свои
баллончики, чтобы заграфитить очередную стенку или машину,
гоняют друг перед другом детские понты - и беспрерывно
танцуют...

Хоперы тусовались в спортивных костюмах, дутых болониевых
жилетках, бейсболках набекрень и огромных белых кроссовках с
длинными язычищами. Дивчины - в таких же жилетках и облегающих
лосинах. Потом этот наряд станет парадной униформой хип-хопа,
а белоснежные адидасовские шузы - таким же культовым символом
поколения, как шляпа для ковбоев. Игрушечный кроссовок будут
носить на груди вместо крестика, а герой рэперских фильмов
Спайка Ли, даже трахаться будет обутым. Но поначалу культового
значения этой одежде никто не придавал - треники одевали,
чтобы плясать было удобнее, а ди-джеи по-прежнему рядились во
фриковые, карнавальные костюмы в стиле фанк.В костюмах b-boys
и flygirls тоже встречались фанковые детали - типа толстенных
"золотых" цепей с массивным знаком $ на груди или узких
пластмассовых очков . В сочетании со спортивным костюмом голды
походили на золотые медали олимпийских чемпионов - что
гарлемским хлопцам, конечно, очень нравилось.

К 72-му в Бронксе и Гарлеме было уже полно брейкерских бригад
(нью-йоркское "crew" значит то же, что и лос-анжелесское
"clic", - бригада, артель, банда), деливших территорию города
и танцевавших каждая на своем перекрестке. Между делом они
гоняли на роликах (экзотическая штука в то время) и графитили
стены. Бригады постоянно разваливались и, перетусовавшись,
собирались под новым названием - всего их была не одна сотня.
Самыми известными, существующими и по сей день, стали
легендарные " Rock Steady Crew" и " New-York City Breakers".
Именно их ритуальные "битвы" позднее будут засняты на видео и,
облетев весь мир, встряхнут миллионы подростков, как
электрический ток. К "Rock Steady Crew" принадлежал и самый
знаменитый брейк-дансер на белом свете, латинос по кличке
"Crazy legs"(сумашедшие ноги) - впоследствии лауреат всяческих
престижных хореографических наград, педагог и заслуженный
би-бой Соединенных Штатов. Другой всем известной частью
раннего хип-хопа было граффити.(подробнее о этом в
разделе"История граффити")

Но самым большим прорывом хип-хопа было конечно возникновение
музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул
Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и начал
во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в
духе ямайкской традиции разговорного рэггей (который, кстати,
именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке).
Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение.
Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или
скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в
монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец
разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по
мотивам той песни, которая крутилась на вертушке. Обычно MC
начитывал публике какое-нибудь четверостишье, а потом, чтобы
собраться с мыслями, скандировал что-то типа:
Yes Yes Y'all,
Yes Yes Y'all,
One Two Y'all
To The Beat Y'all!

Рэпом это тогда еще не называлось, а называлось словом
"emceeing". Обрывочные сведения о подобных рэпу состязаниях
среди афро-американцев встречаются давно, но научно рэп и его
формы ("dozens" и "signifying", также называемые "talking
shits") были впервые описаны в 30-е годы в Гарлеме и Южном
Бронксе. Подростки соревновались в том, чтобы как можно четче
и ритмичнее сымпровизировать по определенным строго
каноническим правилам стихотворный текст, состоящий из
поочередно проговаривавшихся трех четверостиший (отсюда
"dozens" - "дюжины"). Два соперника по очереди во все
нагнетающемся ритме обменивались dozens, пока кто-то один не
сбивался либо риторическое превосходство кого-то не
становилось очевидным. Целью рэпа было как можно сильнее
оскорбить противника, а еще лучше - его мать или сестру. Зачин
(первое четверостишие) был посвящен бахвальству: прославлялись
достоинства импровизатора с сильными преувеличениями. Затем
следовал столь же преувеличенный презрительный отзыв о
сопернике и удивление, как он осмелился состязаться с лучшим в
мире мастером рэпа, могучим виртуозом.

Дальнейшие четверостишия - а их могло быть сколько угодно -
строились следующим образом: две строки описывали, как
стихотворец якобы обладал матерью соперника, какое при этом
испытывал отвращение, подробности ее физиологии и т.п., а две
другие - события жизни квартала, жизненные наблюдения, идеи
"Black Power" и вообще все, что могло придти в голову.

Рифмовались вторая и четвертая строка. Так могло продолжаться
часами, и если победитель не выявлялся, то дело решалось
дракой с участием болельщиков.

"Signifying отличался от dozens большей свободой импровизации:
применялось синкопирование и намеренное искажение ритма, при
которых импровизатор преодолевал головокружительные по
сложности пассажи, чтобы выбраться из них и вернуться к
изначальному ритму. Signifying близок к русской скороговорке,
но с очень сложной версификацией и доведенной до виртуозности
аллитерацией. Такая скороговорка насчитывает десятки строк,
причем верхом совершенства считается использование
единственной рифмы и одной аллитерации на протяжении всего
текста...

Вот эти жанры и стали постепенно расцветать на нью-йоркских
дискотеках. Традиции фанк-концертов, на которых публика поет
не меньше, чем музыканты на сцене, обязывали би-боев
перекрикиваться с ди-джеями. Это заставило всех вспомнить про
dozens. Постепенно рэперы стали вылазить к ди-джейскому
микрофону и по очереди начитывать свои тексты. Все это,
разумеется, делалось импровизацией - читать по бумажке было бы
смертным грехом. Способности черных братьев к спонтанной
поэзии поражают. Конечно, каждый рэпер втихаря готовил
"домашние задания" - выдумывал рифмы и темы для следующего
пати; Mele Mel, один из первых чтецов, признавался, что
просиживал за этим занятием по полдня. Но зато и отдача была
фантастическая: ранние рэперы проводили у микрофона не час и
не два, а всю ночь - нонстопом... И всю ночь нужно было читать
так, чтобы держать публику в напряжении и "качать" танцпол.
"We born to rock the world!" - пел потом этот самый Mele Mel .


В 1976 году Африка Бамбаатаа начинает делать длинные миксы и
вскоре сводит свой самый знаменитый "бутерброд" - накладывает
ломаный ритм фанка на пьесу "Trans-Europe Express" группы
Kraftwerk, лидеров немецкого электронного авангарда. В
результате на свет появляется новый музыкальный стиль -
"электро-фанк" или просто "электро" - священная музыка
брейкеров. В то же году году ди-джеи Grandmaster Flash и Grand
Wizard Theodore одновременно изобретают скрэтч. Кроме того,
Грэндмастер Флэш придумывает способ автоматически зацикливать
брейки - что создает невиданные возможности для би-боев и
рэперов. Последние постепенно выходят на авансцену и, спустя
пару лет, становятся главными фигурами пати, неблагодарно
задвинув MC на задворки. Тем же летом Грэндмастер Флэш и Кул
Херк выносят вертушки в парк и открывают практику "опэн-эйров"
- танцулек на открытом воздухе. Там, под тенью деревьев, Флэш
и его дружок Ковбой сходятся с Меле Мелом и еще тремя
настоящими пацанами и при помощи драм-машины, микшера и
вертушек создают первую на свете рэп-группу "Grand Master
Flash & The Furious 5".

Строго говоря, рэп под музыку записывали и раньше. В середине
60-х черный поэт-битник Амири Бараку (ранее известный как
Лерой Джонс) сочинил рэпообразную поэму "Black and Beautyfull"
и выпустил на независимой студии "Джихад" пластинку с ней.
Спустя какое-то время его товарищ Хаки Мадхубути издал
пластинку своих стихов "Raping and reading" в сопровождении
"Ансамбля африканских освободительных искусств". Наконец, в
1968 году три черных интеллектуала с абсолютно
невыговариваемыми именами создали группу "Last Poets" и
записали несколько револционных рэп-альбомов.

В начале 70-х "Last Poets", как и обещали, бросили поэзию,
взялись за оружие - и вскоре один из них сел за вооруженный
грабеж магазина. Не ведали, сердешные, что настоящая черная
революция будет делаться теми самыми стихами, а их группу
рэперы будут благодарно величать "первыми поэтами"...

История хип-хопа - уникальный пример того, как буквально за
одно поколение босяцкий фольклор становится поп-мэйнстримом,
дворовые скоморохи - суперзвездами, а горячая каша традиции
отливается шоубизнесом в формы массовой культуры. Плохо все
это или хорошо, но у черного коммьюнити происходящие перемены
вызывали ощущение той самой революции. Черные пальцы
Грэндмастера Флэша были усыпаны золотыми перстнями - и когда
он скрэтчил, би-боям казалось, что от рук сыплются искры.

Хип-хоп действительно стал новой точкой сборки черной общины,
создав культуру всеобщего участия. Чуть раньше такая же
история произошла с рэггей на Ямайке: туристов поражало, что
любой кингстонский подросток хуже или лучше, но разбирается в
технологии изготовления рэггей-записей и канонах стихосложения
и начитки. В то время как в нормальных странах большинство
людей являются потребителями музыки, здесь все поголовно были
ее производителями. Каждый паренек был так или иначе связан с
какой-нибудь саунд-системой: играл в группе, двигал рычажки на
пульте, крутил пластинки, начитывал текст или на худой конец
таскал колонки на вечеринках. Конечно, такой расклад возможен
только во времена культурных и религиозных взрывов, когда
высвободившаяся в музыке энергия манит людей, как магнит
железную стружку.

1976 год в Бронксе был таким временем. Все плясали, бомбили,
все друг с другом конкурировали, всем было друг до друга дело.
Покрытые тэгами поезда катались из одного района в другой,
донося информацию о незнакомых художниках и связывая город в
единую студию. А мемориальные граффити ( посвященные погибшим
би-боям, музыкантам или просто членам уличных банд) как бы
воссоздавали в гетто традиционную африканскую общину, мыслящую
себя как соседство живых, умерших и тех, кто еще не родился.
Увы, одним из первых мучеников хип-хопа, запечатленным на
поминальных фресках, стал... DJ Кул Херк - в 1977 году он был
зарезан на пороге клуба во время собственной вечеринки. Но
скучно на небесах ему не было - с каждым годом скорбных картин
становилось все больше... MC стал новым сказочником, хип-хоп -
новым мифом и культурным минимумом, определяющим бытие
человека в общине.

Тем временем хип-хоп менялся. В 1974 году DJ Африка Бамбаатаа,
бывший в прошлом атаманом уличной банды "Black Spades"
("черные совки"), создает полурелигиозную организацию "Zulu
Nation" (а вернее, коренным образом реформирует одноименную
группировку футбольных фанатов) - и тем кладет начало
идеологизации хип-хопа. Собственно, тогда же появляется и само
понятие "хип-хоп", объединяющее музыку, танец, стиль жизни и
идеологию.

Задачей "Zulu Nation" было культивирование брейка, рэпа,
граффити и других "африканских" искусств - с целью воспитания
в черных парнях национальной гордости и отвлечения их от
бессмысленной агрессии, преступности, и кокаина.

Основываясь на личном опыте, Бамбаатаа призвал братков
сублимировать агрессию в рэпе - ибо это ведет к подлинной
африканской духовности. И братки прислушались - время было
такое. Подобно тому, как ямайкскиеруд-бойз, следуя призывам
Боба Марли, тысячами отращивали дрэды и бороды, обряжались в
холщевые рубахи и начинали читать Библию - так и их гарлемские
коллеги стали вымещать свою клокочущую энергию в яростных
скрэтчах К концу 70-х растущая популярность расты повлияла на
моду и в Нью-Йорке. Afrika Bambaataa, "Furious Five", и другие
ди-джеи тоже опустили дрэды и стали одеваться, как поехавшие
на фанке зулусские воины. (Как известно, свой псевдоним
Бамбаатаа занял у зулусского вождя, поднявшего в начале века
восстание против белых.) Золотые цепи на би-бойских шеях
сменились на "африканские" медальены
светофорно-растафарианских цветов

"Zulu Nation" однозначной конфессиональной ориентации не
держалась. Это был молодежный синкретический культ, сотканный
из других синкретических культов - черного ислама, растафари,
вуду и еще черт-те чего. При этом, в отличие от своих предтеч,
"Зулусы" не смаковали мрачный пафос - типа, рабство, исход,
миссия черного человека, все зло от белых и т.п. Бамбаатаа
просто призывал целиком отдаться новым ритуалам - брейку,
рэпу, граффити - и в этом смысле был ближе к традиционной
африканской религиозности. Би-бойские бригады, не взирая на
соперничество, валом повалили в новое движение и, похоже,
записались все до единой. Постепенно, год за годом, " Zulu
Nation" состарилась в международную организацию брейкеров.

В 1982 году "Public enemy" выпускает пластинку "The Message"
на слова поэмы Эда Флетчера о хуёвой жизни в черном гетто - и
тем закрепляет за рэпом статус политической музыки. А пять лет
спустя "Public Enemy" и "KRS-One" делают анархическую
пропаганду единственным его содержанием. Песни все больше
напоминают листовки, в моду входит военная форма. Бритые
рэперы в милитарных куртках, заломленных бейсболках и своих
вечных белых кроссовищах становятся похожи на армию городских
партизан. Над хип-хопом встает призрак "Черных Пантер".

Те, кто вдумчиво смотрели фильм "Форест Гамп", помнят эпизод,
где на хипповской демонстрации появляются загадочный черные
парни с винтовками. Именно такими запомнились Америке боевики
"партии самообороны Черная Пантера" - самой страшной,
безбашенной и романтичной организации за всю историю черного
экстремизма - кожанки, береты, высокие ботинки,
свирепо-обреченный взгляд и винтовка на плече... Появились эти
херувимы террора в 1966 году, когда студент-юрист Хью Ньютон с
двумя друзьями, никого не спросясь, взяли ружья и вышли на
патрулирование родного гетто - с целью покончить с
самоуправством "оккупантов" - иначе говоря, белой полиции. В
тот день перед притормозившей полицейской машиной эффектно
вырос красавец Хью и произнес: "У тебя есть оружие, но и у
меня тоже. И если ты, свинья, будешь здесь стрелять, я сумею
себя защитить!" Копы офонарели: никто никогда с ними так не
разговаривал. Из домов повысыпали жители, машину окружила
толпа, гетто было потрясено. Хью Ньютон в один день стал
национальным героем.
При этом все было по закону: в штате Калифорния, где
происходило дело, человек имеет право носить оружие, если он
его не прячет. Настоящие же уголовники засовывали свои пушки
поглубже в штаны. А тут стоит негр с винтовкой и никого не
боится...

На несколько лет черные сорвиголовы стали страшным сном
американской полиции. Отделения партии появились в каждом
крупном городе, вскоре она насчитывала несколько тысяч
боевиков. Стоило копам появиться в гетто - из-за угла
выруливала машина с "пантерами" и висела на хвосте, пока те не
уезжали. Работать стало невозможно .Вскоре начались
перестрелки - а за ними и настоящая война. Полиция и ФБР брали
штурмом одно за другим отделения "пантер", десятки человек
были убиты, сотни арестованы. Фотография Хью Ньютона не
сходила с газетных передовиц. Параллельно черные партизаны
предприняли безнадежную попытку вытравить из гетто торговцев
кокаином - что втянуло их в жуткую цепь мафиозных разборок. К
началу 70-х, когда на улицы вышло поколение хип-хопа, "партия
самообороны" была уже полностью обескровлена, боевики стали
убивать друг друга и промышлять рэкетом в тех же гетто,
которые собирались защищать. Но легенда осталась. "Пантеры"
подарили рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли
из растафари понятие "Babylon", обозвав им гнилой мир белого
мента, они же ввели в моду ругательство "motherfucker". То
есть, разумеется, выдумали его не "пантеры" - но именно они
сделали это слово культовым, смачно матеря им белых политиков
в каждом интервью. С другой стороны, в тех же интервью боевики
награждали этим эпитетом самих себя - в самом восторженном
смысле. Один из них говорил о Хью Ньютоне: "He's the worst
motherfucker that has ever come to this world!" - и это было
данью глубочайшего уважения. Второй человек в партии Элдридж
Кливер как-то искренне восхищался: "Это очень нужное и богатое
смыслом слово. Я слыхал, как братья в одном предложении
употребляли его 4-5 раз - и всегда оно имело иное значение..."


В начале 1970 года, в самый разгар войны с "пантерами", шеф
ЦРУ заявил, что Ньютон и компания - самые опасные враги
американского общества.

Семнадцать лет спустя, юный рэпер Чак Ди не стал ждать чужой
похвалы и сам назвал свою группу "Public Enemy". Ее стиль был
страстным подражанием эстетике "Black Panthers", а один из
первых синглов "Rebel Without a Pause" прямо им посвящался.

"Public Enemy" стали бешено популярны. В набитых кинотеатрах
шли скандальные фильмы их дружка Спайка Ли.
В 1979 году песня The Sugar Hill Gang "Rapper's Delight" стала
первым коммерческим рэп-хитом попавшим в Топ-40. Год спустя
газета "New York Post" впервые опубликовала фоторграфию
танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп передачи,
еще через год брейкеров показали по ящику. В 1981 короли панка
"The Clash" наняли би-бойскую бригаду "Futura 2000" с тем,
чтобы те на каждом концерте графитили им задник, и отправилась
в европейский тур . Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую
"Лунную Дорожку" - брейкерское коленце, известное как "glide".


Но настоящий прорыв случился в 1983-м. На экраны один за
другим вышли четыре хитовых фильма о би-боях: "Wild Style",
"Style Wars", "Beatstreet" и "Graffiti Rock". Во всех них с
нескрываемым удовольствием играли, крутили брейк, рисовали и
пели - "Rock Steady Crew", "Furious Five", Африка Бамбаатаа и
множество другого веселого народу. Малькольм Макларен занялся
раскруткой брейкерских бригад и выпустил первый хип-хоп клип
"Buffalo Gals" - с теми же "Rock Steady Crew" в главных ролях.
Затем он снял три документальных видеофильма с основными
брейкерскими па и пустил в продажу.И началось...

В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон
гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает
на закрытии лос-анжелесской олимпиады. По стране катит первый
коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анжелесе открывается
легендарное радио KDAY, вещающее чистый хип-хоп. "Rock Steady
Crew" организуют театральную компанию "Ghettoriginal",
организующую брейк-гастроли по всему миру.

В 1986 году "Run DMC" делают свою версию аэросмитовской песни
"Walk This Way" и выносят хип-хоп на вершину чартов. Альбом
"Raising Hell" продается миллионами копий, журнал "Rolling
Stone" помещает рожи "Run DMC" на обложку. Короче, слава.

Вскоре на стадионе в Филадельфии перед 20 тысячами
восторженных негров "Run DMC" исполняют хит "My Adidas",
скидывают свои кроссовки и швыряют в толпу. Процесс снимается
телевидением. Ушлые рэперы переписывают кассетку и посылают в
Германию - чтобы фирмачи порадовались. "Adidas", конечно,
выпускает по этому поводу три новых модели. Миллионы родителей
по всему миру мучаются от детских истерик и пытаются понять,
чем же эти кроссовки лучше остальных. "KRS One" делают
рекламные джинглы для "Nike" и "Sprite". Хип-хоп стремительно
превращается в коммерческую игру...

Но главное не это. Чем лучше шли рэперские дела в шоубизнесе,
чем прочнее становилось положение во всемирной массовой
культуре, тем хуже все обстояло в родном гетто. Культурная
общность разваливалась, молодежь наизусть знала тексты
кумиров, но собственные dozens читать перестала. Брейкерские
бригады если за что и конкурировали - так только за
благосклонность клипмейкеров. Даже старые MC все реже
устраивали привычные их сердцу "battles". В 1987 Mele Mel и
"KRS One" по старой памяти устроили уличную "битву" на
задворках Латинского Квартала (нью-йоркского, естественно); на
кону было сто баксов. Кто победил, неизвестно, но событие уже
воспринималось как что-то диковинное. К началу 90-х "battles"
прекратились вовсе. Невидимая общинная паутина отмирала,
заменяясь на вертикальные ниточки эм-ти-вишных кукловодов.
Гневная риторика "Public Enemy" была тут бессильна - клеймя
белый капитализм, они уже сами стали рядовым поп-феноменом...

В 1988 году молодая группа "N.W.A" из лос-анжелесского гетто
Комптон выпустила свой первый релиз "Straight outta Compton",
продала его за "золото" - и без разговоров решила вопрос о
судьбе хип-хопа. Началась история гангста-рэпа.


" N.W.A. " расшифровывалось как "Niggas Wit' Attitude" -
что-то типа "Нигеры Без Позы". Выглядели парни стремно и
рэперов не напоминали - никакого "адидаса", африканских
висюлек и партизанского шика - ничего, что указывало бы на
принадлежность к уважаемой касте хип-хоп артистов. "Нигеры"
были одеты в мешковатые штаны, толстовки, серебристо-черные
цвета местных футбольных фанатов "L.A.Raiders" и немодными
завитушками на головах (злые журналюги даже прозвали группу
"Niggers With Activator" - "нигеры с химией").

Имидж полностью соответствовал названию, которое, кстати, и
само било наповал: до тех пор нигерами себя никто не называл .
Белого бы за такое слово на месте прибили. Единственными, кто
его в рамках самоиронии употреблял, были черные бандиты. К
блатному дискурсу "N.W.A." и апеллировали. Тексты крутились
вокруг девок, кокаина и "drive-by shooting" (любимого приема
заказных убийц, при котором машина киллера останавливается на
светофоре рядом с машиной жертвы). В общем - стопроцентный
блатняк. Без сентиментальных соплей, с максимумом натурализма,
матерщины и высоким художественным уровнем.

Но главное там было, конечно, не в прикидах и не в начитке.
Гангста подрывала систему фундаментальных условностей, на
которых рождалась "old school". До сих пор все так или иначе
исповедовали позитивистскую идеологию Бамбааты: мол, мы за
добро, любовь и справедливость, культивируем подлинно гуманные
черные ценности, лучше танец, чем драка, и т.д. Даже если
"Public Enemy" призывали к бунту, - так опять же за правое
дело... А "Нигерам" на все это было накласть, они
демострировали фирменный бандитский имморализм.

Правда, отчасти жестокие картины гетто в песнях "N.W.A."
напоминали социальную лирику "Furious Five" или "Public
Enemy". Но сходство было поверхностным: "гангстеры" всем видом
показывали, что они - настоящие, без кавычек. Лидер "Нигеров"
Eazy-E (впоследствии умерший от СПИДа), Тупак Шакур и прочие
молодые звезды спокойно признавались, что прирабатывают
драг-дилерством (ровно в год рождения гангсты лос-анжелесские
гетто наводнились крэком).

Африка Бамбаатаа тоже мог бы рассказать про разбойное прошлое,
но он говорил бы как раскаявшийся грешник. А новое поколение
констатировало свою причастность к той или иной банде как
нечто само собой разумеющееся. Оно пело про кокаин и насилие,
но вовсе не собиралось их осуждать и пафосно изрекать
"доколе?!". Их лирика подкупала не изяществом, не экстазом, а
экзистенциальной подлинностью.

У олд-скулеров этой настоящести не было - они жили и пленяли
мир мечтой, которая к тому времени уже выдохлась. Брейк и
dozens были метафорической имитацией "разборки" и теперь,
когда эта метафора уже ничего не выражала, гарлемские звезды
стали казаться пустыми фиглярами.

В 1990 году "N.W.A." не поделили каких-то бабок и развалились,
выпустив на волю трех гангста-звезд - Eazy-E, Dr.Dre и Ice
Cube.


Пару лет спустя Доктор Дре вместе с отпетым бандитом Мэйрионом
"Suge" Найтом организуют главный гангста-лэйбл "Death Row
Records", который станет взлетной полосой для Снупа и Шакура.
В первый же год существования "Death Row" заработал 60
миллионов долларов, дальше - больше. В 1996-ом статистики
подсчитали, что индустрия гангста-рэпа имеет уже миллиардный
(!) годичный оборот. Для белой Америки все это было таким же
подарочком, как и для гарлемских плясунов. Невозможно себе
представить большую пощечину системе политкорректности, чем
лирика гангсты, - открытый расизм, сексизм (подход типа
"женщина - сука"), классовая ненависть да еще и нелюбовь к
пидорам - и все это в самых сильных выражениях. И как на зло
все это негры поют. Белого-то бы давно засудили, а черного за
"talking shits" не посадишь - расизм получится.

Единственный случай, когда рэпер Лютер Кэмпбел ("2 Live Crew")
был арестован за тексты, кончился жутким скандалом. А при
первых же попытках консервативных конгрессменов и техасской
ковбойщины заставить музыкальных воротил отказаться от
контрактов с "Death Row Records" вся белая журналистика
обвинила их в расистской цензуре. На журналистов-то, может
быть, и наплевали бы, но после страшного черного мятежа 1992
года (вызванного оправданием белых полицейских, избивших негра
Родней Кинга), когда в Лос-Анжеллесе было убито 58 человек и
городу был нанесен миллиардный ущерб, власти связываться с
черными боялись. Они бы и вовсе сделали вид, что не замечают
этих ублюдков, бормочущих что-то на своем непонятном
английском, если бы все не знали той парадоксальной правды,
что гангста - это музыка для белых. 70 процентов ее слушателей
- белые подростки, а если брать не только Америку - так и
вовсе подавляющее большинство.Олд-скул слушали в основном
жители гетто - во всяком случае, в его золотые времена. Старый
рэп был внутренней функциональной музыкой черной общины - и
оторвавшись от этой почвы, он тут же растерял всю энергию.
Гангста родилась как имидж. Это не было показухой - во всяком
случае, не большей показухой, чем любое искусство. В сущности,
это был тот же самый ритуал - священная игра, участники
которой понимают всю ее условность, но играют всерьез, живут и
умирают по-настоящему - чувствуя, что Господь тоже играет в
эту игру и именно в ней высшая реальность и адекватность.В
общем-то антиполиткорректный дискурс гангсты был такой же
ритуальным кощунством, как и dozens, только собеседником была
белая Америка. Ее надо было задеть за живое. Собственно,
потому гарлемские ветераны и не поняли комптонских новобранцев
- те обращались не к ним.

Предсмертный альбом Тупака Шакура, проданный в трех миллионах
копий, назывался "All Eyez on Me" - "Все Взоры на Меня". И это
было не бахвальством, а ритуальным нагнетанием ритма. Тем
временем неприязнь между Восточным и Западным Берегом и правда
нарастала, пока не вылилась в скандальную войну субкультурных
группировок - "East Coast/West Coast war" - чреду взаимных
опусканий в песнях и интервью, достигшую кульминации в 1996
году после альбома Айс Кьюба "Bow Down". За два года до того
Тупак Шакур был тяжело ранен пятью выстрелами нью-йоркских
бандитов, позарившихся на его тяжелые голды. Тупак обвинил в
нападении местную рэп-звезду Бигги Смола (Notorious B.I.G.) -
и затем основательно проехался по нему в одной из песен.
(Выяснять отношения в жанре "battle" уже никому не приходило в
голову - читать dozens большинство рэп-звезд давно
разучилось.)


7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак вместе с Мэйрионом
Найтом возвращались с боксерского матча (смотрели на своего
кореша Майка Тайсона); даже в этот последний день, прямо на
пороге зала Тупак успел подраться с двумя какими-то нигерами;
потом они с Найтом сели в машину и поехали в кабак; на
светофоре к ним подкатил белый кадиллак, опустил стекла и
расстрелял из автоматов. Спустя полгода после убийства Шакура
точно такой же смертью погиб Бигги Смол...

Жертва была принесена, обряд завершался. Война Запада и
Востока потухла. Белые подростки, понимающие смысл этого
ритуала, стали нарасхват покупать посмертные записи ("The 7
day theory" Шакура и "Live after Death" Ноториуса) - со своей
строны жертвуя папиным долларом.

"Have a party at my funeral!" - "Попляшите у меня на
похоронах!" - пел Тупак. Пляски, разумеется, устроили, но
костер гангста-рэпа уже догорал. Стиль-то, конечно, останется
и наверняка нас всех переживет. Клешированная тематика гангсты
очень быстро породила умельцев вроде Паффа Дэдди, впаривающих
белой молодежи вкусную мелодию с той же тематикой и пафосом,
но без крови и мяса ...

Просмотров: 1274 | Добавил: francuz | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Друзья сайта
ПОМОГИ САЙТУ!!ДОБАВЬ НАМ ПОСИЩЕНИЙ!! ПО ЩЁЛКАЙ ПО ССЫЛКАМ!!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024